Жизнь после СССР. Опыт реформ Польши

Жизнь после СССР. Опыт реформ Польши

К началу 90-х Речь Посполитая подошла с целым набором проблем, накопленных за неравные периоды, и аккумулированными ошибками польского коммунистического правительства. Срыв потребления и производства 70-х сжало и без того слабую и зависимую от СССР экономику, а частичные рыночные изменения конца 80-х открыли калитка к «дикому капитализму», усугубившему экономические и социальные проблемы. Уступки в сторону рыночной экономики без системных изменений смогли заручиться прибыль экономики, но при этом потребление росло еще быстрее. Дешевые фонд и непропорциональный прибыль зарплат привел к росту денежной массы, а вместе с ним к гиперинфляции, составляющей 640%. Гиперинфляция, в свою часть привела к повальной долларизации экономики, росту безработицы и процветанию черного рынка.

После первых свободных выборов в 1989 году, новое начальство столкнулось со всеми этими проблемами, отягощенными огромными непогашеными кредитами перед западными странами. Выход из ситуации выглядел трудным, но стоит очевидным — стабилизация макроэкономической ситуации с последующими реформами в сторону рыночной экономики. За реализацию такой трансформации взялся министр финансов и вице-премьер Лешек Бальцерович.

Шоковая терапия

Программа реформирования государства была создана при помощи иностранных советников, во главе с Джорджем Соросом, и получила поддержку Международного валютного фонда. За свою радикальность и высокий аллегретто схема Бальцеровича получил название «шоковая терапия». Первые шаги польского правительства были направлены на отказ от реликтовых практик плановой экономики, изменили устав для иностранных инвесторов и систему налогообложения.

Польша как и осуществила приватизацию одними из самых быстрых темпов средь стран бывшего соцлагеря. За два лета удел промышленности в корпоративной собственности выросла до 45%. Первенство польской приватизации состояло не только в ее темпах, но и в самом способе продажи государственных объектов. Начальство отказалось от идеи ваучерной приватизации и продавало промышленные объекты через открытый распродажа, в том числе и с участием иностранных инвесторов.

Кроме приватизации иностранные инвесторы получали вольготный расписание налогообложения, вдобавок для депрессивных районов с высоким уровнем безработицы услуги были имеет принципиальное значение выше. Вместе с тем, схема Бальцеровича предполагал упрощение процедуры регистрации, уплаты налогов и администрирования малого и среднего бизнеса, что сразу же дало близкие результаты через вспышка предпринимательства. За первые два лета реформ в Польше было зафиксировано около 600 тысяч новых предприятий, давших работу для полутора миллиона поляков.

Высокий аллегретто реформ и неустрашимость правительства коротать измерения быстро и в комплексе Бальцерович как и использовал, как карту в торгах с международными партнерами Польши. Уверенные в реформаторском настрое правительства западных стран полегче соглашались на реструктуризацию кредитов, а как и организовывали щедрые программы помощи стране. В 1991 году европейские государственные и частные кредиторы согласились на отчисление около половины из 48,5 миллиардов долларов США долга Польши. В начале девяностых отчизна как и стала реципиентом множества программ европейских стран, а как и структурных фондов ЕС.

«Бальцерович должен уйти!»

Однако самые необходимые изменения в стране оказались самыми болезненными для широких слоев общества. Одним из первых решений реформаторского правительства стал отказ от контроля над уровнем потребительских цен, что привело к их резкому повышению. Частичное отлаживание цен осталось в секторе жилищно-коммунальных услуг, а как и транспорта, однако даже в этих сферах цены увеличивались в разы. Такие образ действий вызвали недовольство общества, что привело к требованиям прекратить изменения такого рода. Базарный дефицит сменился низкой покупательной способностью населения и, как расследование, недоверием к новому правительству.

Не меньше негодования вызвал базарный упрощенчество к крупной промышленности и государственной помощи производству. Начальство отказалось от государственных дотаций и инвестиций в убыточные компании, большею частью угледобывающей и продовольственной круги. Такой зычный излучина от неконкурентоспособных компаний привел к их банкротству и закрытию, что повлекло за на лицо прибыль и без того немалой безработицы. Реформы как и сказались на макроэкономических показателях — в первые годы реформ экономика продолжала сокращаться, а промышленное изготовление и нисколько ухудшило свою динамику.

Уже в 1992 году реформы дали ощутимый эффект и ВВП вырос на 2,6%, а еще через три лета его прибыль ускорился до 7% за год. Темпы инфляции как и планово сокращались, хотя и меньшими темпами. В 1995 году стагфляция еще составляла 28%, в 2000 — 10%, и только к 2003 году вышла на стабильные 1,3%.

Негативные социальные эффекты в краткосрочной перспективе привели к массовым протестам с требованиями отставки Бальцеровича. Невзирая на то, что начальство долгое время защищало автора плана кардинальных реформ, уже в 1992 году обновленное начальство не включало в себя самого Бальцеровича. Позже виновник шоковой терапии продолжил близкие усилия в качестве главы Национального шайба Польши.

Лучшие партнеры ЕС

Однако после ухода из правительства идеолога «шоковой терапии» реформы продолжились, хотя и в сильнее мягкой форме, растянутой во времени. После актив финансовой стабилизации и проведения таких болезненных изменений, как отказ от контроля цен, а как и подъема пенсионного возраста на высшая отметка лет, Речь Посполитая взяла небольшую передышку в кардинальных изменениях. Новым этапом для серьезных изменений стал 1999 год, ознаменовавшийся сразу четырьмя крупными реформами: административной, пенсионной, образовательной и реформой здравоохранения.

Реформа здравоохранения опиралась на государственное подстраховка, ставшее альтернативой государственной медицине. Клиники получали финансовую независимость и могли соревноваться за пациентов, получая деньги за непосредственно выполненные услуги. Кроме того, важной составляющей реформы стала рассредоточение медицины с разрушением вертикальной структуры подчиненности клиник.

Административная реформа заключалась в сокращении административных регионов с 49 до 16, для создания экономически самодостаточных регионов. Вместе с этим местные администрация получили больше полномочий, в том числе и насчет мероприятия налогами.

Реформа круги образования большею частью затрагивала директриса государственных школ, их стандартизацию к международным нормам и повышения их эффективности. Вместе с тем, изменения в образовании тысячекратно принимались и в последующие годы, особенно в сфере высшего образования.

Пенсионная же реформа имела самые опасные предпосылки и проводилась совместно с международными партнерами Польши. Солидарная дефинитив финансирования уже тогда показала близкие риски для государственного бюджета — обилие пенсионеров увеличивалось быстрее, чем обилие работающего населения. По оценкам правительства, к 2020 году финансирование пенсионного фонда создавало бы дыру в бюджете размером в 4% от ВВП страны.

Во избежание такого сценария в стране была введена двухуровневая пенсионная дефинитив, где часть отчислений шли на существовавшую допрежь того лично солидарную систему финансирования, а часть — в накопительные фонды. Обе части были обязательными, однако часть пенсионных фондов имела негосударственное источник. В дальнейшем удел солидарной системы сокращалась, увеличивая долю накопительного уровня. Таким образом посчастливилось избежать проблем с финансированием пенсионного фонда, а как и появились деньги для инвестиций на внутреннем рынке.

Кроме того, в начале 2000-х отчизна приняла участие во множестве финансовых программ ЕС, как региональных (для стран Центральной Европы, для Польши и Венгрии, для всех постсоветских стран с заявкой на присоединение к ЕС). При этом, по признанию экспертов Всемирного шайба, МВФ и самих европейских институций, Речь Посполитая оказалась одним из самых добросовестных реципиентов кредитов и денежной помощи. Большинство средств было выделено на целевые программы, реформы, а как и на крупные инфраструктурные проекты. Настоящее же, Речь Посполитая является одним из главных реципиентов финансирования ЕС по программе разрыва неравенства между странами.

Причины и эффекты

Польша стала одним из самых показательных примеров перехода из состояния, граничащего с failed state к странам ОЭСР и локомотиву экономического развития и процветания в мире. Изменения в Польше отличались от общей тенденции по региону своей стремительностью и непрерывностью, что вылилось в вотан из самых существенных прогрессов в росте как экономики, так и уровня достатка граждан.

Одним из ключевых факторов успеха польских реформ является политическая стремление общества к изменениям. Восьмидесятые годы в стране ознаменовались не только стремлениями порвать с коммунистическим прошлым, но и проработкой альтернатив развития государства. Это касалось широкого консенсуса по поводу необходимости рыночных реформ, отхода от советских практик и определением согласия по поду права собственности и необходимости сильных демократических институтов.

Кроме того, средь основных политических сил Польши не было реакционных сил, ностальгирующих по коммунистическим временам и заигрывающим на этой почве с электоратом. Главные польские партии можно поделить на реформистские и нейтральные к реформам, однако достигнутый успех никогда принципиально не откатывался назад при передаче администрация.

Такой непрерывный характер реформ и их бескомпромиссное начало позволило избежать периода нестойкого «дикого капитализма», искажающего социальную структуру общества. Это привело к неожиданно низкому уровню социального расслоения в стране (хотя по индексу Джини картина в Польше несколько хуже среднего по странам ОЭСР). А низкий уровень расслоения, в свою часть обезопасил политику от влияния крупного бизнеса.

Немаловажным фактором для Польши оказался процесс евроинтеграции, вызвавший ряд системных изменений не только в государственном управлении, но и в корпоративной культуре страны. Вопрос собственным горбом нажитый миграции, хотя и рассматривался с точки зрения проблемы, завел в страну дополнительные финансовые запас и ускорил прибыль благосостояния населения. При этом, в последние годы в Польше баланс собственным горбом нажитый миграции перешел с негативного на позитивный, а основную массу притока составили допрежь того покинувшие страну поляки.

Несмотря на последние конфликты с Брюсселем и Германией, как лидирующей страной ЕС, в Польше наблюдается вотан из самых высоких уровней поддержки Евросоюза. Не в последнюю часть такой еврооптимизм был достигнут правильным использованием преимуществ ЕС и мудрой политикой использования финансовой помощи.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий